Вступление…
Искусству теневого театра более двух тысяч лет. Возникнув в странах Восточной и Юго-Восточной Азии как религиозно-ритуальное действо, оно и сегодня всей своей философией и эстетикой тесно связано с мифами создавших их народов.
В Европе искусство театра теней известно с 17-18 веков. В России 19-го – начала 20-го веков домашние теневые представления давались в кругу дворян и интеллигенции, а первые представления на публике стали устраивать профессиональные художники.
Основатели театра…
Основателями, вернее основательницами Московского детского театра теней в июне 1944 года стали художник Екатерина Зонненштраль и режиссер Софья Свободина. Именно они, работая в Московском отделении ВГКО, вместе с актерами- энтузиастами, были инициаторами создания профессио-нального теневого театра, хотя истоки его относятся к 1934 году, когда теневой театр на полупрофессиональной основе был впервые создан ими при Московском Музее детской книги, где Екатерина Зоненнштраль вела для детей кружок графики. Уже в тридцатые годы этот театр так активно и успешно ставил спектакли и показывал их в школах и пионерских лагерях, что был взят на бюджет Мосгороно. Работа театра была прервана тем обстоятельством, что по решению Наркомпроса перед самой Великой Отечественной войной 1941 года Музей детской книги вместе с его обширными и ценными фондами был переведен в Ленинград.
Кукла – черный силуэт…
До конца 50-х годов театр работал только с проекционной куклой, дающей на экране черный силуэт, что всегда очень эмоционально выразительно и даже эстетически изысканно, а в выборе репертуара он опирался на произведения зарубежной и русской классической литературы. И это было для театра вполне естественно, так как с самого своего возникновения он стал развиваться в русле европейской и русской культуры. Театр Теней ставил спектакли по произведениям Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова, Гоголя, Андерсена, Линдгрен, Гоцци. Режиссерами этих спектаклей были С. Свободина, С. Гальперин, Б. Плетнев, В. Тихвинский, В. Королев, а художниками – Е.Зонненштраль, А. Тарасов, Н. Целиков, В. Лосин.
Нюансы и специфика театра…
Своеобразие театра потребовало от актеров освоения техники кукловождения так как до работы в театре теней большинство из них было связано с театрами драматическими. Кроме того, для них возникли и существенно нюансы в работе над ролью. Мастерами теневого театра становились по мере развития этого искусства и работая над все более и более сложными в художественном и техническом отношении спектаклями. Среди актеров первого поколения, создавших театр, следует отметить И.Бейдера, К Тульскую, О.Лукину, А.Доброгорскую, Ю.Рубинова, И.Кочеткова, А.Кострова, С.Омирова, Г.Лапшина, С.Терскую А. Новикова, Е.Селезнева, А.Скалыгу, С.Гальперин, В.Гарбузова, Н.Смажиневич, Н.Мдивани, В.Макарова, Ю.Яковлева, Н.Михайлову.
20 лет спустя…
За первые 20 лет своего существования театр выпустил около 50-ти спектаклей и, поскольку он был передвижным, дал сотни представлений для детей и взрослых в домах пионеров, в школах и пионерских лагерях, в творческих союзах и институтах , постоянно завоевывая признание публики и получая хорошие отзывы в прессе.
В 1957 году театр участвовал в 1-ом Всесоюзном фестивале кукольных театров и получил Диплом за спектакль « Ашик-Кериб» по Лермонтову, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он был удостоин Серебряной медали.
Новый этап – “Кукла на просвет”…
Конец 50-тых годов – это новый этап в развитии театра. Именно в эти годы он знакомится с традиционным китайским театром теней – театром « кукол на просвет», и, видя его некоторые преимущества перед театром проекционным, берет на вооружение его приемы.
Особенностью китайского театра теней является то, что, благодаря освещению экрана сверху и своеобразной конструкции куклы, можно получать на экране не только цветное изображение, но и при постановке мизансцен использовать всю плоскость экрана, в то время как в проекционном теневом театре кукла в своем движении привязана к его нижней кромке.
С тех пор технология китайского театра теней как таковая и в ее сочетании с технологией проекционного театра прочно вошла в сценическую практику Московского театра теней, расширяя ее художественные возможности. А первым спектаклем, поставленным в приемах китайского театра, стал спектакль «Приходи, сказка!» (режиссер – художественный руководитель театра тех лет В.Тихвинский, художники – Е.Зонненштраль и А.Тарасов.)
Кукла на экране+кукла на ширме…
Следующая веха в истории театра связана с приходом его нового художественного руководителя Эмиля Исааковича Мэя. В 1963 году он выпускает веселый спектакль – игру по сказкам К. Чуковского «Айболит» (художник Н. Целиков). В нем он пошел на смелый эксперимент – соединил в одном представлении плоскую теневую куклу на экране (китайскую и силуэтную ) и объемную куклу на ширме, что дало всему сценическому пространству спектакля некоторую перспективу и сделало представление очень разнообразным в художественном выражении. А элемент игры – игры с залом – внесли в спектакль персонажи ведущих. Спектакль пользуется у зрителя неизменным успехом и живет на сцене театра до сих пор.
Следует также отметить, что спектакль был одобрен и самим автором «Айболита» – Корнеем Ивановичем Чуковским, который заинтересованно следил за процессом его создания и даже предложил театру новое название, которое он и носит до сих пор.
Что же рисует художник?
Конечно, Московскому детскому театру теней очень повезло в свое время в том, что его становление и развитие прошло под руководством таких незаурядных творческих личностей как С. Свободина, В. Тихвинский, Э. Мэй, А. Климова, заслуженный артист РФ Л. Машлятин. Это они, не покладая рук, искали репертуар, приглашали на постановки новых режиссеров, работали с композиторами над музыкой к спектаклям. Однако, применительно к кукольному теневому театру, необходимо подчеркнуть и ту огромную роль, которую играет в этом театральном жанре художник – постановщик. Ведь он создает для спектакля не только сценографию, пытаясь как бы расширить возможности двухмерного экрана, но и главного персонажа театра – куклу. И оттого ,как он его увидит – в силуэте или живописной китайской кукле – зависит более точное и убедительное воплощение на экране авторского видения героя.
Из чего же сделана кукла?
Все художники, работавшие в театре и создававшие его, постоянно пробовали все новые и новые постановочные материалы для изготовления все более совершенных экранов, ширм, декораций и кукол. И среди них – художники Н.Целиков, М.Мордовцев и конструкторы кукол А.Оводков, А. Иваницкий, Л.Никитинская , О.Спиридонова. Особенно это относилось к технологии изготовления кукол китайского театра теней, поскольку этот театр не имел в нашей культуре никаких традиций. На Востоке цветную куклу делали из разных сортов кожи, часто – из тонкого полупрозрачного окрашенного пергамента. А как сделать куклу «на просвет» у нас, в России? И этот материал – прозрачный целлулоид и шелк туаль – нашел для театра в 60-е годы главный художник Николай Николаевич Целиков. (В данное время технология изготовления китайских теневых кукол уже иная.) А художник Михаил Мордовцев в спектакле «Конек-горбунок» (режиссеры А.Макеев и И.Осекин) применил на куклах для постановки ночных сцен сказки люминесцентные краски, что, помимо необходимого в техническом отношении решения данных сцен, дало и дополнительную зрелищность теневому спектаклю как таковому.
И сейчас театр располагает высоко профессиональными кадрами художников-конструкторов кукол, бутафоров, мастеров по работе с деревом и металлом, создающих материальную базу спектаклей (С.Комиссаров и Е.Волковицкая).
Театр обретает дом!
В 1988 году в жизни театра произошло важное событие- он получил стационар на Измайловском бульваре, что, с одной стороны, значительно облегчило существование театра, поскольку театр перестал быть передвижным и мог спокойно работать на одном месте, а с другой стороны, и творчески усложнило, так как к стационарным спектаклям стали уже предъявляться другие требования, потому что сцена расширяла постановочные возможности. А в 1989 году театр, выйдя юридически и организационно из состава Москонцерта, стал самостоятельным городским театром. В эти годы, с середины 80-х годов и до своей смерти в 1996 году, художественным руководителем театра был заслуженный артист РФ Лев Константинович Машлятин. В содружестве с главным художником театра А. Крупениным он поставил ряд спектаклей, которые стали украшением репертуарной афиши. Это был режиссер с глубокой театральной культурой, большой выдумкой, верным художественным чутьем, отличным вкусом. Он выбирал к постановке разные по жанру пьесы и ставил их, умело пользуясь всем арсеналом выразительных средств, накопленных к тому времени теневым театром. Он поставил цирковое шоу «Цирк моего детства», которое в 1990 году на Х1 Международном фестивале театров для детей в г. Сантъ-Яго-де-Куба получил Премию Ассоциации сценических искусств Союза писателей и деятелей искусств Кубы (УНЕАК); сказку В. Гауфа «Калиф-аист» по пьесе В.Маслова, философскую повесть-сказку «Маленький принц» по повести Антуана де Сент-Экзюпери, пародию на ковбойские фильмы «Играем в вестерн!» по пьесе С.Макеева, спектакль-приключение «Страна превращений» по пьесе В.Шацкова, за сценографию которого художник-постановщик А. Крупенин в 1994 году получил премию на 1 Московском фестивале спектаклей для детей.
С 1997 года художественным руководителем театра стал Александр Геннадиевич Крупенин. В репертуаре театра появились замечательные спектакли.
Ю. Фридман поставил спектакль «Алиса для детей» по книге Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (художник О.Ермаков);
Заслуженный артист РФ Ст. Железкин – спектакль «Золушка» по сказке Ш.Перро (художник В. Никоненко);
Заслуженный деятель искусств РФ Н. Боровков совместно с художником Л. Липовской осуществил на сцене театра постановку двух спектаклей, которые стали украшением его афиши – «Черная курица» по сказке А. Погорельского и «Лотос небесной царевны» по мотивам индийских сказок (пьеса Л.Улицкой.) Он же с А. Крупениным поставил спектакли «Любовь к одному апельсину» по сказке К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам»(пьеса В.Синакевича), «Дюймовочка» по сказкам Г.-Х. Андерсена, «Сказка о царе-футболисте и его сыновьях» по пьесе С. Седова и «Щелкунчик» по сказке А.Э.Т.Гофмана ( художник Л.Липовская совместно с А. Крупениным).
«Карлик Нос» по сказке В.Гауфа (художник Ю.Давыдюк), «Золотое руно» по древне греческому мифу об аргонавтах (художник А.Крупенин),«Кентервильское привидение» по О.Уайльду (художник А.Крупенин) – режиссера Н. Лебедевой.
Заслуженный артист РФ В.Пронин, совместно с художественным руководителем театра А.Крупениным, создал спектакли: «Котенок по имени Гав» по пьесе Г.Остера, «Несносный слоненок» по сказке Р.Киплинга, «Сдобная Лиза» по пьесе В.Лунина, «Сказка о незадачливом драконе» по пьесе чешского драматурга Ивы Пержиновой.
Замечательный режиссер Светлана Дорожко поставила очаровательный спектаклем «Калямаля», созданным в эстетике детского рисунка (художник О.Устюгова).
Спектакли для взрослых зрителей…
Пробует себя театр и в создании спектаклей для взрослого зрителя. Так, к 200-летнему юбилею Н.В.Гоголя был поставлен спектакль «Вий» (режиссер И.Чабанов, художник А.Крупенин), и спектакль «Последний день Казановы» по пьесе М. Цветаевой «Феникс» (режиссер А.Смирнов, художник Е. Петухова).
В 2012 году директором Театра теней стала Маргарита Андреевна Модестова. В 2014 году Александр Геннадьевич Крупенин покинул пост Художественного руководителя театра. В этом же, 2014 году Главным художником театра стал Заслуженный художник России Виктор Леонидович Платонов.